Dead Space 2 - пожалуй, первая стоящая игра 2011 года
Dead Space 2Жанр: Horror-Action |
![]() |
Сделать приличную игру в жанре survival horror - действительно трудоемкая задачка. Из относительно недавних удачных попыток на ум всплывают разве что оригинальная F.E.A.R., Amnesia: The Dark Descent и Resident Evil 5. Практически не встречающиеся на пути персонажи, однородные декорации, редкие видеоролики и ambient музыка, тихо посвистывающая из колонок, – это лишь поверхностная простота. Настоящую трудность представляют искусно выверенный баланс, тонкая атмосфера и умение с хирургической точностью избавить игрока от лишних нервных клеток.
Ползучие мертвецы
После удачно блеснувшей на прилавках Dead Space на студию Visceral Games с радостью повесили корону и окрестили королем страха. А Electronic Arts, подсчитывая прибыль, решила сделать из игры про некроморфов, шахтеров и Обелиск полноценную вселенную на уровне «Чужих» или, скажем, «Обители Зла». И теперь в хитросплетениях сюжета без статей из «Википедии» не разобраться: Dead Space: Extraction (игра для Wii), Dead Space: Downfall (анимационный фильм), Dead Space (комикс, приквел к Downfall) и Dead Space: Martyr (роман) – приквелы к первой части игры; Dead Space: Aftermath (анимационный фильм), Dead Space: Ignition (комикс с мини-играми для Playstation 3 и XBOX 360) – связующие звенья между первой и второй игрой.
Dead Space 2, тем временем, продолжает вытягивать резину повествования о борьбе между Айзеком Кларком и инопланетной заразой. Несмотря на все старания сценаристов, тем, кто не играл в первую часть, будет весьма трудно освоиться в продолжении. Большой плюс – главный герой научился говорить. Мало и редко, но это уже что-то. Обросшая куда большей глубиной история развивается спустя три года после событий оригинала: Айзека мучают галлюцинации и кошмары, он давно потерял счет во времени. Измучанного собственными воспоминаниями его находят связанного смирительной рубашкой, лежащего в окровавленной камере для душевнобольных. И без того немалую дезориентацию усиливают смерть, скоропостижная мутация спасителя, и громкие радиовопли: «беги, Айзек, беги!». Вокруг темнота, а из дыр в стенах и дверных проемов, словно тараканы вылезают некроморфы. От игрока в этот момент требуется крепко вжаться в кресло, зажать клавишу shift и интуитивно искать спасения. Такие редкие сцены выжимают соки из пользователя не меньше аналогичных из Heavy Rain.
Как и раньше, Dead Space 2 исповедует принцип - ничего лишнего на экране. Никаких хелфбаров и счетчика патронов: о состоянии здоровья говорит лишь светящаяся полоса на спине Айзека
Где мой страх?
Еще до выхода игры Visceral Games неоднократно предупреждала, что сделает Dead Space 2 менее страшной. Объяснялось просто: многие пользователи заметно поседели, после прохождения оригинальной компании и посчитали ее уж слишком страшной. Увы, авторы пошли у них на поводу. В итоге мы получили бодрый тир, где игрока стараются напугать банальными приемами первопроходцев. «Вот лежит мертвое тело: если подойду к нему – вскачет и побежит в мою сторону, значит попробую выстрелить издалека» - типичные мысли, на которых запросто можно поймать себя во время игры. Если в стене есть вентиляционная шахта, то из нее наверняка кто-нибудь выпрыгнет, если герою нужно проехаться на грузовом лифте или вагонетке (после Resident Evil 4 почти во все игры жанра включают подобную сцену - прим.ред) – придется отбиваться от орды монстров, а длинный коридор неминуемо содержит в себе не одного врага. Все это значит, что игра оставляет за собой неприятный след в памяти – «horror, который не пугает».
Впрочем, неудовлетворенность игрой может появиться не только у людей с железными нервами. Не каждый захочет 9 часов к ряду стрелять по одинаковым монстрам. Да, «фишка» с расчленением конечностей (когда нужно стрелять по ногам или шее монстра, а не хаотично в тело) все еще работает. Механика по-прежнему интересна: в угоду баланса из зомби выпадают кредиты или патроны, которые можно продать в ближайших магазинах и приобрести что-нибудь себе по душе – новую броню, снарядиться снайперской винтовкой или загрузить рюкзак патронами и аптечками. На верстаках можно прокачать защиту своего костюма или увеличить мощь пистолета.
Отполированные до блеска детали первой части и ничего нового. Конечно, похорошевшая графика немного расстроит видеокарту, а редкие динамичные сцены заставят рефлекторно открывать рот. Однако это временные впечатления. Вот и получается, что для того, чтобы насладиться игровым процессом, нужно быть очень пугливым или обладать недюжинной фантазией и подстроить окружающую обстановку под игру: одному запереться в темной комнате, отключить ту часть мозга, которая пытается заранее предугадать окружение следующей локации и выкрутить громкость системы 5.1 на максимум.
Открытые уровни скорее исключение, чем правило
Теплый космос
Звук в игре действительно важен. Недавняя Amnesia: The Dark Descent показала, как легко может напугать простой ogg файл, да и оригинальная Dead Space держалась молодцом. Но Dead Space 2 превосходит их вместе взятых. Сложно представить сколько арбузов, тыкв и, возможно, настоящих внутренних органов, разбили, раздавили и раздробили звукорежиссеры, чтобы получить настолько правдоподобный звук. Все эти «чмаканья», «приплюскивания» и «причмокивания» намеренно надбавляют мурашек на теле. На время, когда на экране ничего не происходит, можно просто прислушаться и поверить в происходящее. Где-то за стеной кто-то назойливо скребется, сзади кто-то усердно крадется и орет, надрывая горло, а за несколькими дверьми спереди кто-то роняет металлические балки так, что звон отдается в ушах.
К сожалению, Dead Space 2 – это очень противоречивая игра. С одной стороны, она утомляет всеобщим однообразием, с другой – показывает шедевры скриптовых роликов (чего только стоит свихнувшаяся мама, которая гладит монстра и думает, что он ее сын). С одной стороны, две последних миссии – один из худших примеров картостроения, за который их создателей нужно наказать суровой поркой, с другой – идеальный визуальный дизайн всех остальных локаций, который заставляет закрыть глаза на такие просчеты. Так, уровень в детском саду вряд ли оставит равнодушным даже кусок холодного астероида. Здесь тошнотворное количество крови, кишечных внутренностей и прочей мерзости. А сами авторы плевать хотели на то, что первую часть запретили в трех странах и добавили в игру мертвых детей, которых нужно отстреливать будто назойливых мух. И, черт их возьми, такая редкая смелость действительно нравится!
Отстреливать конечности все так же весело
В мультиплеерных баталиях оказался только один режим игры. Четыре пользователя за людей сражаются против четырех некроморфов, также управляемых людьми. Задача первых - выполнить череду связанных заданий: донести генератор до определенного места, затем активировать его, удержать точку и т.п. Цель монстров – помешать этому. Невзирая на опасения скептиков, многопользовательский режим оказался по-настоящему интересный. От игроков требуются по-настоящему слаженные действия: ведь, разбежавшись кто куда, пользователи отдадут победу врагу. Люди должны передвигаться максимально медленно и прикрывать друг друга, а зомби (на выбор дается несколько видов из одиночной игры) нужно выискивать потайные лазы и передвигаться по потолкам, ведь даже если им разрешено возрождаться, их жизни сильно ограничены.
***
Оригинальная Dead Space заканчивалась страхом, отчаяньем и нисколько не намекала на продолжение. Dead Space 2 завершается оптимизмом, радостью и также не дает никакой надежды на следующую игру. Меж тем, ажиотаж, который собрала игра в России и на Западе, разжигает искру надежды – третья часть серии точно должна окончательно исправить все недостатки и стать действительно уникальным хоррором про космос, узкие коридоры и почти бесстрашного инженера.